Село Большой Кульбаш
в Зеленодольском районе - одно из них. А всего лишь в нескольких
километрах от него, на территории соседнего Высокогорского района, и
поныне существуют два села - Казаклар и Большой Битаман, названия
которых говорят сами за себя. Еще до революции новобранцы, призывавшиеся
в армию из этих сел, несли воинскую службу в сотнях мусульманских
казаков.
Из воспоминаний уроженца села Большой Кульбаш Зеленодольского района пенсионера Вильгуса Закирова:
- Когда я еще совсем маленьким был, село наше делилось на две части. В
каждой половине своя мечеть, свой мулла, только кладбище за селом общее.
До революции одна половина жителей села платила оброк и несла другие
повинности, другая же половина была обязана поставлять джигитов на
военную службу, и ее жители освобождались от всех поборов. Кроме того,
служивые имели большие привилегии: их пашни и сенокосы были в три раза
больше, чем у обычных селян. Мой отец 1912 года рождения. Он
рассказывал, что в те времена к двадцатилетию сына отец должен был
вырастить коня-четырехлетку, на котором молодец, пройдя военную
комиссию, отправлялся к месту службы. В течение шести месяцев молодых
казаков обучали маршировке, обращению с холодным и огнестрельным
оружием, после чего они возвращались по домам. Казаков на селе уважали.
Знали: ссориться с ними опасно – у каждого в доме винтовка и шашка...
Откуда же у нас в Татарстане казаки?
Братство вольных воинов
Казачество - удивительное по своей самобытности явление, возникшее на
окраинных землях Российского государства. И хотя в сознании большинства
оно связано с опорой самодержавия и защитой православия, по этническому
составу казачество представляло многонациональную вольницу, впитавшую в
себя самых отчаянных представителей народов, судьбы которых были связаны
с Диким полем и Великой степью.
Предки
жителей современных казачьих станиц – это не только славяне-бродники,
бежавшие из Центральной Руси от княжеской власти. В формировании
казачьего сословия приняли активное участие кочевые народы
Причерноморья, Приазовских степей, половцы и печенеги, ногайцы и
калмыки, а также народы Северного Кавказа. Далеко не случайно многие
герои произведений Шолохова носят «национальные» фамилии – есаул
Половцев, подъесаул Калмыков.
В казачьей лексике помимо чисто русских слов прочно прописались слова
из других языков. Например, хорошо знакомое слово шашка станичники
позаимствовали у тех же адыгов. Переводится оно как «длинный нож».
Скорее всего, кавказские корни имеет и казачья папаха. Знаменитая
плетка-нагайка - тюркского происхождения, как и многие другие предметы
из казачьего обихода: шаровары, башлык, бурка. Не вызывает сомнений
происхождение слов баз, курень, атаман. Да и само слово казак, по мнению
ряда лингвистов, пришло из татарского. Так называли легковооруженных
наездников в составе иррегулярных отрядов ханской конницы. После распада
Золотой Орды они охотно шли служить к правителям средневековой Европы.
Состояли они и на службе русского государя, где числились как «служилые
татары».
На засечной линии
Если
внимательно изучать карту современного Татарстана, на ней можно
насчитать несколько населенных пунктов с названием Казаклар. Села и
деревушки с таким именем есть в Арском, Высокогорском, Тюлячинском и
Тукаевском районах. И хотя сегодняшний быт их жителей ничем не
отличается от быта их соседей, многие старики помнят о мусульманских
казаках прошлых веков.
-
Жил у нас в Кульбаше старик Файзрахман абый, - продолжает Вильгус
Гарифзянович, - его еще Ярославом величали: служил в Ярославле.
Офицерский чин имел - есаул! Всегда ходил в рубахе навыпуск и в
шароварах с лампасами...
Откуда
же казаки у нас? Дело в том, что когда-то давно по территории
современного Закамья проходила сторожевая линия. О ней и сегодня
напоминают местами сохранившиеся остатки засек, земляных валов и прочих
укреплений. Службу по охране линии несли казачьи сотни. Интересно,
кстати, что штаб Оренбургского казачьего войска располагался не в
Оренбурге, а в Казани.
Казаками в те годы становились не только рекруты, исповедовавшие
православие, но и так называемые инородцы. И не только мусульмане. В
казачьих сотнях служили также буддисты - буряты и калмыки. Уважение к
обычаям соседних народов являлось важным условием выживания в
напряженной обстановке приграничной полосы. При этом казаки-инородцы
пользовались такими же правами, как и православные. Нередко они получали
на службе офицерские чины. Например, дед белогвардейского генерала
Лавра Корнилова по материнской линии происходил из сибирских
татар-мусульман. Впрочем, чтобы получить офицерский чин, мусульманину не
обязательно было менять веру своих отцов.
Ислам казаку не помеха
- Каждая казачья мусульманская сотня делилась на отделения - десятки, –
продолжает Вилгус Гарифзянович. - При сотне состоял мулла, имевший
офицерский чин. По сути он выполнял примерно те же обязанности, за
которые отвечал в советской армии замполит. Как правило, эту должность
выполняли ахуны – старшие священнослужители. У нас в Кульбаше тоже жил
ахун – ему подчинялись десять мечетей в округе. Сам ахун был человеком
зажиточным – выезд из десяти лошадей имел. Да и вообще село наше
считалось богатым – три торговые лавки, четыре мельницы, маслобойка...
Все казачьи дворы – базы в Кульбаше были крепкие, захудалых не было. И
не только потому, что земельные наделы у казаков были большими. Работали
от зари до зари, не ленились. Мой отец уже с четырнадцати лет в поле
пахал. И пьянства почти не было – религия не позволяла. Каждую пятницу
старики в мечети молиться собирались...
По описанию современников, казаки-мусульмане уже к XIX веку не
отличались ни говором, ни внешним видом от казаков-славян. Разница была
только в вероисповедании и связанными с религией пищевыми запретами. Да
еще в цвете лампасов и околышей. В остальном же и сбитая набекрень
фуражка, и пышный чуб с подкрученными усами, и бесшабашная лихость при
джигитовке, и безумная храбрость в атаках на врага – все в полной мере
было присуще и казакам-мусульманам.
Надо сказать, что казаки-мусульмане проявили себя не только во время
гражданских смут, выступая под знаменами бунтарей – Разина и Пугачева.
Велика роль казачества, в том числе и мусульманского, в разгроме
французских войск в Отечественную войну 1812 года. Не случайно
покоривший к началу XIX века почти всю Европу Наполеон Бонапарт
утверждал, что казаки – самые лучшие легкие войска и будь они в его
армии, он прошел бы с ними по всему миру.
Геройски
дрались они и в годы русско-турецкой кампании, несмотря на то что
воевать им приходилось против своих единоверцев. Этот факт учитывало и
царское правительство, в связи с чем для казаков-мусульман, отличившихся
в боях с турками, были учреждены специальные ордена и медали, на
которых Георгиевский крест был заменен сначала на профиль главы
царствующей династии, а затем на полумесяц. Казачья доля
В годы Гражданской войны подавляющая часть казачества выступила против
большевиков. У красных комиссаров сложился стойкий образ матерого врага -
белоказака. Во второй половине двадцатых годов прошлого века даже
упоминать о своей былой сословной принадлежности казакам стало опасно. У
хуторян исчезли с плеч погоны, с шаровар – лампасы. Сотни казачьих
семей были высланы в Сибирь. Оставшихся загнали в колхозы.
- У нас в Большом Кульбаше поначалу хотели создать два колхоза, –
вспоминает Вильгус Закиров. – Однако власти усмотрели в этом попытку
бывших мусульманских казаков сохранить сословную самобытность. Поэтому
создали один колхоз - имени Молотова, куда вошли и казаки, и неказаки.
Обобществленный скот согнали на колхозное подворье. Сюда же свезли и
сельхозинвентарь: плуги, бороны, молотилки, лобогрейки – все, что
составляло основу крепкого единоличного хозяйства...
Одновременно с этим власти начали наступление на религию. Мечети в
Кульбаше закрыли, священнослужителей репрессировали. Последний
имам-хатиб Шакир Валидов был арестован сотрудниками ОГПУ в мае 1932 года
по стандартному для тех лет обвинению – «руководство контрреволюционной
группировкой». Судебная «тройка» приговорила 65-летнего хатиба к пяти
годам ссылки в Нарымском крае. Полностью отбыв ссылку, престарелый мулла
вернулся в родное село, однако на свободе он пробыл лишь несколько
месяцев и вновь был арестован и помещен в тюрьму в апреле тридцать
восьмого. До суда Шакир Валидов не дожил - умер в тюремной больнице.
Отсутствие
материальной заинтересованности, тощие трудодни, нищета – все это
заставляло потомков казаков покидать село. Нехватка рабочих рук
сказывалась все последующие годы. Окончательно добили хозяйство реформы
девяностых. Сейчас в Большом Кульбаше проживает чуть более двухсот
человек. Сегодня здесь мало кто может рассказать о своих лихих предках.
Лишь старики помнят дедовские рассказы о шароварах с лампасами, горячих
скакунах и лихих наездниках – мастерах джигитовки. И старые песни о
нелегкой казачьей доле.
Появятся ли казачьи хутора в Татарстане
Впрочем,
как знать, может, в скором времени кульбашинцы по примеру жителей
станиц Кубани и Дона захотят возродить былую славу мусульманского
казачества? Ведь казачий хутор – это не просто населенный пункт в
сельской местности. Это общность людей, связанных между собой идеей
самосознания. Раньше казачьи погоны были предметом гордости,
олицетворением государевой власти, порядка и законности. В станицах и
хуторах не было места воровству, пьянству, супружеской неверности. А
если и случался такой грех, виновник всегда мог отведать казацкой
нагайки.
В казачьем хуторе чувство сословной солидарности обязывало казаков
стоять друг за друга не только на войне. Каждый из них был готов прийти
на помощь соседу - подсобить на пашне и на сенокосе. Немаловажной частью
воспитания был труд – двенадцатилетний казачок уже мог самостоятельно
запрячь коня, вывести его в поле и пахать пашню. Так же, как и
девочки-казачки, которые с малолетства были помощницами матерей по
хозяйству: могли доить коров, печь хлеб, рукодельничать.
Возрождая
традиции казачества, общество возрождает уклад жизни, основу которого
составляют труд и здоровые человеческие отношения. В Татарстане еще в
1993 году силами энтузиастов был основан Казачий союз-землячество. Есть
на территории Татарстана и казачьи подразделения, входящие в состав
возрожденного Государственного реестрового Оренбургского войскового
казачьего общества, а численность казаков в республике уже превышает три
тысячи человек. Но почти все они русскоязычные. Пока. Но как знать,
может, в скором времени зацветут казачьими лампасами майданы в Большом
Кульбаше и других казачьих хуторах Татарстана.