Культ казачества в советское время носил некий факультативный общественный характер. Но сейчас пришло время возрождения.
"Казачество
в России - это составная неотъемлемая часть её истории. Казачество
внесло большой вклад во многие наши победы: в подъём сельского
хозяйства, в развитие экономики, в наведение порядка. Вы знаете,
что большой трагический разлом прошёлся по судьбе нашего казачества и в
годы революции 1917-го года, и после. Советская власть, конечно, нанесла
серьёзный урон по этому сословию. Вы знаете, в советские годы люди не
называли себя казаками. Всё это уже немножко стало смахивать на некую
бутафорию, тем более, под неким идеологическим прессом.
Культ
казачества в советское время носил некий факультативный общественный
характер. Но сейчас пришло время возрождения. Появляются различного рода
круги, появляется форма, появляются обряды, появляются традиции,
появляются казачьи кадетские корпуса, появляются атаманы.
И вот
это великое сословие в прошлом пытается занять тоже определённую нишу в
современной России. Занимает оно нишу не просто, поскольку постоянно
попадает под критический огонь людей, которые по-другому думают,
по-другому мыслят.
Но, естественно, вы знаете, что в последние 20
лет корневая система казачества, которая ещё не умерла, пытается
восстановить традиции, но постоянно слышит в лицо и в спину, что: «Вы –
ряженые». Вы знаете, это возвращение казачества зачастую носит какой-то
карикатурный и бутафорский характер. Но, тем не менее, люди, в крови
которых течёт казацкая кровь, они, всё-таки, не смотря ни на какие
охаивания справа, слева, сверху, снизу, пытаются восстановить своё
сообщество.
У нас есть много регионов России, где казаки
чувствуют себя комфортно, где государство идёт им на встречу. Уже дело
дошло до того, что казаки выговорили, выманили у наших властей право,
допустим, контролировать определённые районы на юге - вызываются
охранять границу. И теперь дело пошло дальше. Уже не только учебные
подразделения или учебные заведения казачьи формируются, но уже
формируются и эти подразделения, которые берут на себя обязанности
наводить порядок на улицах наших городов и сёл.
Если вас
интересует моя точка зрения, то я к этой идее, если она будет
проводиться умно, тактично, грамотно, с хорошей долей политической и
организационной целесообразности, - я ничего плохого в этом не вижу.
Ничего плохого нет в людях, которые хотят, чтобы на улицах наших городов
и сёл был порядок, кто бы чего не говорил. Это моя принципиальная
позиция.
Но я остерегаюсь только другого: чтобы здесь вольница
законодательная не зашла так далеко. Чтобы между теми же полицейскими
структурами и казачьими не начало искрить. Чтобы мы знали: если есть у
нас народные дружинники - у них права и обязанности в таких границах, у
казачьих патрулей - такие. Все эти структуры, безусловно, за порядок, за
правопорядок.
Но надо, всё-таки, государству заниматься этим
вопросом: строго вводить казачество, эти казачьи патрули в рамки
организационной целесообразности, чтобы этот экспромт не зашёл так
далеко, что казаки таким образом могут превратиться просто в посмешище.
Этого нельзя допускать.
Государство зачастую из чисто
политических, конъюнктурных целей использует казачество в своих
интересах. Не мне вам рассказывать, что многие выборы в тех регионах,
где есть очень большие казачьи поселения - безусловно, они щёлкают
своими лаковыми или блестящими сапожками, они готовы всегда там
голосовать за «Единую Россию», что раздражает другие политические
структуры. Об этом надо говорить прямо, потому что среди тех же казаков
есть не только люди, которые готовы голосовать за «Единую Россию» и за
либеральных демократов, и за коммунистов, за «Справедливую Россию».
Мне кажется, если государство вовремя не остановится в этом направлении
втягивания казачества в политическую жизнь, то оно нанесёт себе очень
существенный урон. Я считаю, что казачество, как и армия, как и другие
политические структуры, - они хотя бы номинально должны быть вне
политики. А использовать казачество в конъюнктурных целях…
А
казаки иногда очень охотно идут навстречу властям за какие-то
определённые льготы: земли, учреждения, субсидии. Казаки охотно идут в
тёплые объятия власти. И, на мой взгляд, они сильно вредят своему
имиджу.
С этим тоже надо разбираться, об этом надо говорить, это
надо обсуждать, чтобы новое казачье сословие вписывалось в реалии
российской жизни так же органично, как это было ещё до революции 1917-го
года."