В минувшее воскресение здание Сахаровского центра в Москве было неожиданно окружено людьми в папахах.
Интерактивный спектакль швейцарского режиссера Мило Рау о трех судебных
процессах, связанных с религией, попытались сорвать казаки, инспектора
ФМС и ОМОН. Понятно, что задействовать такие силы могут только
достаточно серьезные чиновники. По этому поводу у меня две версии.
Первая – акция была организована с
подачи либералов во власти, тайных или явных. Через подобные
пиар-мероприятия они раскручивают скандал с Pussy Riot. Нормальная
дискуссия о мотивах, о дозволенном и недозволенном, о гранях
сакрального, общественного и личного переводится в формат скандала:
«Внимание! Православная церковь атакует Pussy Riot!» . В кадре
появляются какие-то казаки, которые должны символизировать православных в
глазах остального мира. Ведь на мероприятии присутствовали десятки
иностранных корреспондентов. Они снимали весь этот бардак. Могу сказать
откровенно – это просто позор России. Православные участники дискуссии
сидели как оплеванные. Потому что именно по ним был нанесен основной
удар.
Так, в мероприятии Мило Рау
участвовали прихожане отца Александра Шаргунова, которые в свое время
протестовали против проведения выставки «Осторожно, религия!», там были
православные фундаменталисты охранительного направления. Все они
спорили, они дискутировали и доказывали свою позицию. Но потом вдруг
ввалилась эта толпа людей, странно одетых, с мутными глазами, с
угрозами. Вот такой образ православной церкви нам хотят представить – не
интеллектуалы, способные защищать свои взгляды, а толпа погромщиков,
которые решают все вопросы кулаком, дубинкой или нагайкой. Конечно, это
шоу могло быть организованно либералами, враждебными по отношению к
православию, к России и вообще всему настоящему. Чтобы дискредитировать
церковь и патриотическое движение, они и устраивают такие скандалы перед
лицом иностранной прессы.
Но есть и второй вариант. Честно
говоря, я все более склоняюсь именно к нему. Просто среди наших
чиновников есть круглые идиоты. Такие привыкли на всевозможных
торжественных ужинах опрокидывать рюмку водки под икорку и балычок за
Родину, за ура, за патриотизм. Они не просчитывают никаких последствий,
они никогда не разбираются в деле. Что, опять Pussy Riot ? Спектакль
поставили? А ну разогнать всех к такой-то матери!
На самом деле никакого спектакля в
сахаровском центре не было. Получилось скорее ток-шоу – ролевая игра,
которая длилась три дня. Когда мы используем слово спектакль в
русском языке, то подразумеваем написанный текст пьесы, где каждый
проговаривает заученную роль, написанную для него сценаристом или
драматургом. Но в западном языке это многогранное понятие. Да, мы можем
назвать мероприятие спектаклем – ведь это был не настоящий суд, а
интерпретация суда, его инсталляция. Мы очень серьезно спорили. Мы даже
ненавидели друг друга – ведь многие из тех, кто в те дни повстречался в
этой студии, являются политическими и мировоззренческими врагами. Но это
была дискуссия – конструктивный процесс.
В любом случае, казаки и ФМС сыграли
на руку либералам. Они дискредитировали православных, патриотов и
государственников, они сыграли на руку актуальным художникам и Pussy
Riot. Смотрите, мол, какие они, православные – вместо того, чтобы
разговаривать, вваливаются и угрожают расправой. И вся ситуация могла
быть так же проявлением личного идиотизма каких-то начальников,
получивших указание пресечь и прекратить.
В то время, пока все актуальные
художники собирались забаррикадироваться и обороняться от погрома, я
один вышел к этим казакам и спросил: «Ребята, в чем дело?». Они
отвечают, что по имеющейся у них информации тут происходит кощунственное
надругательство над православной церковью. Ничего подобного, говорю,
посмотрите – вот Дмитрий Энтео сидит, там ребята-евразийцы, Валера
Коровин, люди из прихода отца Александра Шаргунова, из церкви в Пыжах.
- Да-а? А нам сказали, что здесь происходит пиар-акция в поддержку Pussy Riot.
То есть, их направили по ложному
следу. Я считаю, что казаки сами должны разобраться с теми, кто их
обманывает и позорит славное казачье имя, превращая казаков в
подстрекателей и погромщиков.
Остается лишь добавить, что
мероприятие в Сахаровском центре имело исключительную значимость.
Впервые в таком зале собрались настолько разные люди. Называть
швейцарского организатора Мило Рау режиссером неправильно. Он не
режиссировал – он просто помог нам собраться. Рау провел переговоры со
всеми – с людьми, которые в другой ситуации не встречаются, не
разговаривают и не подают друг другу руки. Всех уговорил, договорился с
Сахаровским центром, собрал под одной крышей. Специально для г-на
Ромодановского – Мило Рау не совершал никакой работы на территории РФ.
Например, в 50е годы в СССР приезжал
американский писатель Джон Стейнбек в компании известного фоторепортера
Роберта Капо. По результатам поездки Стейнбек написал цикл репортажей и
получил за них в США огромные гонорары. Можно ли считать это работой,
незаконно совершенной на территории СССР?
Художник, приезжающий в Москву и
пишущий там Красную площадь, а после выставляющий картину в Германии,
продающий ее там за большие деньги – он что, незаконно работает в
Москве? Незаконная работа, г-н Ромодановский, это когда иностранец
работает в России, получает от российских работодателей деньги и не
платит соответствующие налоги.
А Мило Рау в России не работает - он
занимается творческой деятельностью. Он общается с людьми и помогает
нам выстраивать дискуссию лицом к лицу. В Сахаровском центре обсуждались
такие вещи, о которых в другой ситуации мы можем только в интернете
говорить, переругиваясь. Но разве что-то обсудить, когда все ругаются,
сидя по разные стороны монитора? Поэтому я считаю, что ФМС и госорганы
совершили почти преступление, попытавшись сорвать это важное и
общественно-значимое для страны мероприятие.