При анализе материала для настоящей статьи мы столкнулись с
любопытной особенностью современного христианства. Дело в том, что на Западе в
XX веке оно отличалось стремлением к реформам, к тому, чтобы «идти в ногу» с
эпохой. Результаты не заставили себя ждать, реформированное христианство не выдерживает конкуренции с
исламом. Это относится как к протестантизму, так и к реформированному на II
Ватиканском соборе католицизму. В то же время подавляющее большинство упреков в
адрес христианства, которыми западные христиане оправдывают свой переход в
ислам, не относится к Православной Церкви, что не может не заставить задуматься
тех, кто считает, что реформирование пойдет на пользу Православию. При дальнейшем
изложении нам придется в связи с этим уточнять, с какой из Церквей апостаты сравнивают ислам.
* * *
Для ислама ушедший XX век по праву может считаться веком
возрождения. За считанные десятилетия приверженцы ислама распространились по
всему земному шару, ведя активнейшую и удивительно успешную в условиях
секулярного мира миссию. Наиболее стремительными темпами ислам распространяется
на Африканском континенте. Согласно статистике, в конце 1980-х годов на одного
обращающегося в христианство африканца приходилось три принимающих ислам.
Колоссально количество принимающих ислам среди черного населения США. Десятками
тысяч исчисляются перешедшие из христианства в ислам в Европе — во Франции,
Италии, Германии, Англии и так далее. Такая проблема есть и в России. Речь давно уже не идет о
наших солдатах, принявших ислам в чеченском и уж тем более афганском плену.
Ислам охотно принимают в русских городах и селах. Среди перешедших за последние
годы на канонической территории Русской Православной Церкви из Православия в
ислам — люди из самых разных слоев общества, мужчины и женщины разных
возрастов, имеются и неординарные случаи: заштатный протоиерей, мэр
провинциального города, член популярной музыкальной группы и другие.
Согласно цифрам, опубликованным газетой «НГ-религии», за
прошедшее десятилетие количество считающим себя мусульманами в Российской
Федерации увеличилось с 8 до 9%. Один процент — это довольно серьезно, это ни
рядка полутора миллионов человек. Учитывая миграцию, сложно сказать, какова здесь
доля собственно обращенных русских. Очевидно, она не так велика, как
утверждают мусульмане, но и не так мала, как кажется нам. При разговоре на эту тему нужно стараться избегать
крайностей. Разумеется, не стоит вслед за мусульмански ми проповедниками
однозначно говорить о победном шествии ислама по планете в сиянии радуги и
блеске росы на траве. В беседе с главой официального органа Англиканской
Церкви, занимающегося внешней миссией (Church Mission Society), Марком Оксброу
я спрашивал о соотношении обратившихся из ислама и обратившихся в ислам. Господин Оксброу ответил, что его ведомство специально изучало этот вопрос и проводило соответствующие исследования, позволяющие утверждать, что на самом деле по всему миру
количество обращающихся из ислама в христианство превышает количество обращающихся из христианства в ислам. В свою очередь, в том, что касается России,
глава Отдела внешних церковный сношений Русской Православной Церкви митрополт
Кирилл в одном из интервью также сообщил, что на сегодня этнических мусульман,
обращающихся в Православие, больше, чем этнических православных, принявших
ислам. Один из западных аналитиков заявил, что коли чество мусульман,
принимающих христианство, в послед ние годы превышает количество подобных случаев
за все время существования ислама. Вместе с тем следует признать, что
количество добровольно обращающихся из христианства в ислам также
беспрецедентно велико.
|