Оренбургский войсковой обыватель

Категории раздела

В России
В мире
Особое мнение
Казачество
История
Религия
Видео
Новости Оренбургского казачества

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2013 » Март » 16 » Значение слова "Казак"
19:05
Значение слова "Казак"
Происхождение слова. Его первоначальное общее значение. Особые значения: казаки-батраки и казаки-воины. Казаки татарские и русские. Слово «казак» несомненно не русского происхождения. Надо думать, что на Русь занесено оно татарами, так как ни в каких документах и книгах мы не находим его в первые века русской истории, до татарского нашествия.

Слово это давало повод различным ученым и исследователям строить самые разнообразные догадки для выяснения его происхождения и первоначального значения. Некоторые пытались сопоставить его с названием племени Касогов, живших в IX—XI в.в. в предгорьях Северно о Кавказа, и с Kазахией), пограничной грузинской областью, упоминаемой еще византийским историком X в. Императором Константином VII Багрянородным, и с Казарами, жившими на низовьях Дона и Волги в VIII-X веках. Производили это слово и от турко-татарскаго слова «коз», что значить «гусь», и от монгольских слов «ко» (т. е. броня, латы, защита) и «зах» (т. е. межа, граница, рубеж), откуда «козах» должно бы означать — «защитник границ». Историк Голубовский считает это слово половецким, и по его предположению оно означает «страж», почему казаками должны были называться передовые бойцы. Однако же, несмотря на все старания ученых, вопрос о происхождении слова «казак» остается все еще спорным и неясным.

Оставляя в стороне то значение, которое имело и имеет * интересующее нас слово в языках различных азиатских народов, мы рассмотрим случаи употребление его в русских исторических памятниках и постараемся выяс­нить с каким значением это слово перешло в русский язык.

Не трудно при этом заметить, что уже на первых порах слово «казак» в русском языке употребляется то в общем смысла «бездомника» (даже иногда изгнан­ника), то в более узком значении «одинокого вольного человека», служащего по доброй oxoте государству или отдельным его членам.

Когда в 1476 году Крымскш хан Менгли-Гирей был изгнан из Крыма Ахметом и место его получил хан Зенебек, который, видимо, не считая свое положеше вполгне прочным, обратился к Московскому Великому Князю Иоанну III с просьбой дать ему в Москве убежище в случай изгнания из Крыма, то Иоанн отвечал: «Прислал ты ко мне своего человека, который говорил, что если, по грехам, придет на тебя истома, то мне бы дать тебе опочив в своей земле. Я и прежде твоего добра смотрел, когда еще ты был казаком); ты и тогда также ко мне приказывал, что если конь твой будет потен, то мне бы тебе в своей земле опочив дать. Я и тогда опочив в своей земле давал тебе и нынче добру твоему рад везде; каковы твои дела будут после, и захочешь у меня опочива, то я тебе опочив в своей земле дам, и истому твою подниму». В 1591 году Крым требовал от Москвы выдачи поступившего на московскую службу крымского царевича Пашай-мурзы, бежавшего из Крыма «в нужде казачеством».

Тоже значение бездомника, безпреютного бродяги-кочевника, лишенного своего крова и прав, человека без роду — без племени, находим мы в грамоте царя Фёдора, посланной бывшему Си­бирскому царю Кучуму в 1597 году: «...Мы, Великий Го­сударь, хотели тебя пожаловать: устроить на Сибирской земле царем, а племянник твой Магомет-Кули устроен в нашем государстве, пожалован городами и волостями по его достоинству, и служитъ нашему Царскому Величеству. А как ты казаком кочуешь на поле с немногими людьми, то нам известно. Ногайские улусы, которые кочевали с тобою, на которых была тебе большая надежда, от тебя отстали; Чин-Мурза отъехал к Нашему Царскому Величеству, остальные твои люди от тебя пошли прочь с двумя царевичами, а иные пошли в Бухары, Ногаи и в Казацкую Орду * ; с тобою теперь людей немного, — это нам подлинно известно; да хотяб с тобою было и много людей, то тебе по своей неправде против нашей рати как стоять! Знаешь и сам, какия были великие мусульманские государства Казань и Астрахань: и те отец Наших, пришедши своею Царскою персоною, взял; а тебе, будучи на поле и живучи казаком, от нашей рати и огненнаго боя как избыть...»

Наряду с приведенным выше общим значением, мы встречаем слово «казак» и в другом, болee узком смысле. В этих случаях казаками называются вольные служилые люди, наймиты, батраки, стражники, отнюдь не холопы, не рабы или крепостные; люди, служащие по собственной доброй воле», а не по принуждению. Во время борьбы Царя Ивана IV с Казанью ногайский хан писал ему (по получении богатых подарков): «Я твой казак и твоих ворот человек; братству моему знамя (доказательство) то: захотят младшее мои братья или дети в вашу сторону войною итти, то я, если смогу их унять, уйму, а если же не смогу их унять, то к тебе весть пошлю».

Еще и в наши дни в северо-восточной Руси словом «казак» обозначается работник, человек смотрящий за хозяйством другого и не имеющий своего. Такое же значеше мы находим и во многих документах XVI века: так, в уставной грамоте великаго князя Василия крестьянам Моревской слободы: «Плавити им дрова и хоромной лес реками, и им и козаком их мыта и явки не давати». В жалованной грамоте Троицкому Сергиеву монастырю 1534 года говорится: «Кто у них станетъ жить у соли у варницы и в дворах, повара и водоливы и всякие козаки, наместники наши, и волостели, и тиуны их тех людей не судятъ; а которые козаки приходцы порядятся жить за монастырем в варницы, в повара, водоливы, дрова рубить и возить и всякое дело делать, — таким являться к нашим наместникам». 

В 1582 г. какой-то Терёха Ситников подрядился доставлят из Нижняго в Астрахань хлебный запас в 2500 четвертей муки и толокна; ему дана была грамо­та, по которой его всюду пропускали безпошлинно и без задержек, а потому, если кто-либо на запасчика (подрядчика) или на людей его попросить пристава или казаки его, не желая итти у него на судах, станутъ на нем или на людях его чего искать или чем его
кле­пать, то бояре и воеводы не должны давать на него и на его людей пристава и суда, а судиться им в Москве в Боярской Думе; вместе с тем боярам, воеводам и дьякам воспрещалось Терёхиных казаков верстать в стрельцы и в казаки. Царю Борису Годунову Верхотурские стрельцы, казаки, пашенные крестьяне и ямские охот­ники жаловались на своеволие начальства: держать де они по найму для своей нужды, для пашни и для гоньбы ярыжных казаков, дают им найму по три рубля с полтиною и по четыре рубля на лето, кроме того, что они едять и пьютъ у них; но этих казаков берут у них воевода и голова на царсюя изделия (работы); кроме того, воевода и голова нанимают к казённым баням ярыжных казаков, дают им найму по четыре и по пяти рублей, и эти деньги, а также и деньги на банную поделку велят собирать с их ярыжных казаков.

В двух последних примерах мы уже видим различие казаков-батраков (ярыжных, торговых) от казаков-воинов, служилого военного сословия, возникшего на Руси по примеру и образцу татарских казаков.

Татарская орды, окружавшая Русь с юга и востока в XV — XVI в. в. не представляли из себя однородной массы. В зависимости от происхождения знатности и богатства они делились на три различных класса: мурз - князей, из рядов которых выходили и ордынские цари, уланов -среднего сословия и казаков — низшего сословия, наименее обезпеченного и соответствовавшего пролетариям древнего Рима, которые оценивались по своему имущественному положению только в одну «голову» (capite censi), за отсутствием другого ценного имущества. В то время как мурзы предводительствовали огромными отрядами, доходившими до неcкольких десятков тысяч человек, а уланы выходили на войну в сопровождении целой толпы слуг и рабов, — казак вылетал в поле «гол как сокол». Много добра сулила ему битва и война, а терять было нечего, так как ничего у него не было за душой, кроме» коня, оружия да «удалой башки»... да и та не прочно сидела на буйных плечах в то суровое и ненадежное время, когда жизнь человеческая шла ни во что...

Татарские казаки неоднократно упоминаются в наших летописях и других исторических документах. Так, мы знаем, что Великий Князь Василий Иоаннович пожаловал татарскому царевичу Абдыл-Летифу поместье в Юрьеве, при чем взял с него присягу на верность службы и обязательство «не принимать от других царей и царевичей, которые будут в Московском государстве, уланов, князей и казаков, хотя бы они прежде ушли от них в Орду или Казань, и оттуда их не принимать.» В 1535 г. в Москву приехали с Волги казаки, городецкие татары, и сказывали, что к ним на остров приезжали казансие князья, мурзы и казаки, человек шестьдесят, и объявили об убийстве казанскаго царя Еналея. В 1550 г. в Москву стали ездить, человек по пяти, по шести сот, горные татары только что признавшие над собою власть Московского царя; Государь их жаловал, князей, мурз сотенны казаков кормил и поил у себя за столом, дарил шубами, доспехами, конями, деньгами. В 1552 г. казанские послы говорят царю Ивану Грозному: «теперь здесь в Москве уланов, князей, мурз и казаков человек с триста». В том же году бояре велели перехватить пришедших в Москву из Казани с Шиг-Алеем татар: Кудай-Кула, Лимана и всех князей и казаков.

И чем менее грозными для Русской земли становились татарские ханы и беки, все более и более терявшие свою силу, тем опаснее и страшнее становились вездесущие и неуловимые татарские казаки, причинявшие не мало хлопот и бедным жителям русских порубежных сел и городов, купцам, послам и иным людям, имевшим надобность бывать в степной Украине.

Понятно, что правительство московское обращалось с жалобами на их разбои и к Крымским ханам и к Турецким султанам. Жалобы эти начинаются уже с Иоанна III, который особенно просил унять разбойничавших в Придонских степях Азовских (татарских) казаков. Сын его, Василий Иоаннович, требовал от султана, чтобы тот запретил Азовским и Белгородсикм (Аккерманским) казакам подавать помощь Литве против Руси. В грамоте Крымскаго хана Менгли-Гирея к Иоанну III мы видим обещание унимать крымских казаков: «Вышняго Бога волею я, Менгли-Гирей-Царь, пожаловал: с братом своим, великим князем Иваном, взял любовь, братство и вечный мир от детей на внучат. Быть нам везде заодно, другу другом быть, а недругу недругом. Мне, Менгли- Гирею-Царю, не воевать, ни моим ханам, ни князьям, ни казакам: если же без нашего ведома люди наши твоих людей повоюют и придут к нам, то нам их казнить, и взятое отдать, а головы людские без выкупа выдать»...

Само собою разумеется, что все такие  обещания были безрезультатны, так как и крымцы, и ногайцы, и другие кочевые обитатели южно-русских степей жили, по преимуществу, грабежом, разбоем и продажею пленных в рабы, а потому никакие усилия ханов, если-бы даже и можно было верить их искренности, не приво­дили ни к чему. Русь могла спастись от вечной грозы только противопоставив силе такую же силу. И вот против татарских хищников, с одной стороны, вы­двигаются украинныя крепости, города, «остроги» (сторожевыя укрепления, посты), населяемые служилым воинским людом — стрельцами, городовыми казаками и т. д., а с другой стороны, степные речки и овраги заселяются охотниками-воинами, вольными казаками собирающимися в большие дружины, военные общины - казачьи войска. Таким образом навстречу татарским ордам Русь выставила верного  стража и защитника - казачество служилое и вольное.

* Так в Туркестане «казак» означает вообще всякого кочевника, а киргизы сами себя называют не иначе, как только «казаками», при чём также их называют хивинцы и бухарцы; у осетин и балгар (горных татар) казаками назывались пленные рабы.

Михаил Александрович Караулов
Категория: История | Просмотров: 2508 | Добавил: Редактор | Теги: Михаил Александрович Караулов, Казак, происхождение слова, значение слова | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz